Диагностика школьной зрелости

    Весь май и июнь в консультативном пункте Центра «Муромцево» проводится диагностика школьной зрелости детей 6-7 лет. Это важное мероприятие, направленное на профилактику школьной дезадаптации, помимо психологического обследования дошкольников, включает консультирование родителей и коррекционно-развивающие занятия с детьми.

    Просветительские беседы с родителями посвящены теме психологической готовности к школе, под которой  понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

    Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника? Навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе. Зрелость участков мозга, востребованных в учебной деятельности – вот одно из важнейших условий для успешного вхождения в школьную жизнь. Если же ребенок незрел (интеллект при этом может соответствовать возрастной норме), то может возникать дезадаптация, создающая проблемы в освоении программы, поведении, психо-эмоциональном состоянии ребенка:

 

·        Когнитивная (мыслительная) дезадаптация: ребенку трудно осваивать программу. Усугубляющими факторами могут быть  ММД, СДВГ, ЗПР, психологический инфантилизм, импульсивность, расторможенность, психологические проблемы в семье

·        Эмоционально-личностная – страх, агрессия, капризы

·        Поведенческая – конфликты, драки, отказ посещать школу

 

     Мозг ребенка очень пластичен, что позволяет успешно корректировать и развивать его.

   Чтобы адаптация прошла мягче, родителям рекомендуется уделить внимание физиологической готовности ребенка (укрепление здоровья, режим) коммуникативной (уметь вступать в отношения).Первые 1-3 месяца не отдавать ребенка в группу продленного дня, чтобы после школы первоклассник мог  погрузиться в привычный дошкольный  мир. Не стоит с начала учебного года определять ребенка на дополнительные занятия, кружки и секции (оставить лишь то, что ребенок посещал ранее).

  Мамам и папам стоит поработать над своей родительской тревожностью. Она заражает ребенка.  Полезно готовить ребенка  к неудачам (…но мы будем тебя поддерживать)

   Исследования показали, что практически все дети со школьной     незрелостью так и остаются неуспешными в учебе. И даже когда вся семья начинает учиться вместе, а иногда вместо ребенка, получая хорошие отметки, как результат имеют ребенка с неврозом и психосоматическими болезнями. Отклоняющееся поведение незрелых учеников может превращаться в девиации в подростковом возрасте.

 

   Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что - то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир. Или помочь родителям принять решение «пересидеть» год, чтобы дать возможность детскому мозгу дозреть. 

 

Педагог – психолог Шкурина Елена Юрьевна